загрузка

 


ОЦЕНКИ. КОММЕНТАРИИ
АНАЛИТИКА
19.11.2016 Уникальная возможность подготовить текст общественного договора
Максим Шевченко
18.11.2016 Обратная сторона Дональда Трампа
Владимир Винников, Александр Нагорный
18.11.2016 Академия наук? Выкрасить и выбросить!
Георгий Малинецкий
17.11.2016 Пока непонятно, что стоит за арестом
Андрей Кобяков
17.11.2016 Трампу надо помочь!
Сергей Глазьев
16.11.2016 Трамп, приезжай!
Александр Проханов
16.11.2016 Место Молдавии – в Евразийском союзе
Александр Дугин
15.11.2016 Выиграть виски у коренного американца
Дмитрий Аяцков
15.11.2016 Победа Трампа и внешняя политика России
Николай Стариков
14.11.2016 Вольные бюджетники и немотствующий народ
Юрий Поляков



Феномен Святой Руси и современность

Сергей КочергинСергей Кочергин

Духовная суверенность народа есть необходимое условие для его исторического бытия. Русская духовная суверенность нашла свое воплощение в феномене Святой Руси.

Великий русский философ Владимир Соловьёв в своем знаменитом письме Ивану Аксакову писал: «Обыкновенный народ, желая похвалить свою национальность, в своей этой похвале выражает национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Так француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе (la belle France, la gloire du nom Francais); англичанин с любовью говорит: старая Англия (old England); немец поднимается выше и, придавая эпический характер своему национальному идеалу, с гордостью говорит: die deutche Treue. Что же говорит в подобных случаях русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он прекрасной или старой, говорит ли о русской славе или о русской честности или верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к родине, говорит о «Святой Руси». Вот идеал: и не либеральный, не политический, не эстетический, даже не формально-эстетический, а идеал нравственно-религиозный».

В словах Соловьева ярко выражена наша цивилизационная идентичность, так не похожая на Западную идентичность. Идентичность, главной особенностью которой является ее духовный характер, сформированный православным христианством.

Именно у нас утверждается нравственно-религиозное обозначение всего населения Русской Земли как «христиане», позже трансформировавшееся в «крестьянина». Подобное отождествление русского народа с христианским народом происходит потому, что христианские идеалы не только глубоко вошли в русское самосознание, но и стали практически воплощаться, в том числе, в процессе государственного строительства.

Результатом этого строительства на христианских началах становится осознание всем православным миром Москвы как Третьего Рима. Константинопольский Патриарх Иеремия II в своем послании царю Федору Ивановичу писал: «Великое Российское Царство, Третий Рим, превзошло всех благочестием, и все благочестивые царства собрались в твое Царство, и ты один под небесами именуешься Христианским Царем во всей вселенной у всех христиан».

Москва, в лице русского царя, становится в глазах православных христиан заступницей и хранительницей православной веры, что выражено в послании Александрийского Патриарха Мелетия царю Федору Ивановичу: «Восточная Церковь и четыре Патриархаты Православные не имеют другого покровителя кроме Твоей Царственности, ты для них как бы второй Великий Константин. Да будет Твое Царское Величество общим попечителем, покровителем и заступником Церкви Христовой и уставов Богоносных отцов».

К сожалению, сегодня Константинопольский Патриархат забывает исторический вклад России в дело сохранения и распространения православия во всем мире, все более ориентируясь в своей геополитической игре на США и Западный мир.

Духовная идентичность России означала, что ее реальное историческое бытие сформировано в ценностно-нормативной системе православного христианства. В данной системе заложено, в том числе, сакральное понимание своей Родины. Подобная установка русского сознания ориентировала народ на любовь к Отечеству и защиту его от иноземных захватчиков на всем протяжении русской истории. Беспримерный подвиг советского народа в Великой Отечественной войне стал кульминацией любви к своему земному Отечеству. Память об этом подвиге является одной из главных духовных скреп и современной России. Убедительным примером этого стала поистине всенародная акция «Бессмертный полк», которая объединила не только всю Россию, но и весь Русский мир.

Глубоко символичным является тот факт, что данную манифестацию сакрального единения современного русского народа со своими предками, не пощадившими жизни для защиты своего Отечества, возглавляет президент России В.В. Путин, тем самым подчеркивая государственную важность памятования нынешней России о великом подвиге Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Сегодняшние вершители судеб мировой цивилизации и их сторонники в нашей стране пытаются сформировать новый облик глобального мира в его американоцентристской версии. В этом новом глобальном миропорядке нет места для русских побед. Поэтому не удивительно, что в современной Западной Европе, согласно последним социологическим опросам, единственным победителем нацистской Германии объявляются США.

Вот почему сегодня так важно не просто хранить память о великих победах России, но и необходим новый духовный подвиг народа. Необходимо новое сакральное отношение к России и собственному труду на благо личное и общественное. Актуальным становится новое прочтение аскетического подвига христианина в условиях современных западных санкций. Освобождение от западного потребительского отношения к жизни должно, в конечном итоге, привести к смене идеократической идентичности современной России. Наше возвращение к священному идеалу Святой Руси, необходимо для сохранения Отечества в современном мире, воспринимаемом на Западе в контексте знаменитого тезиса Фрэнсиса Фукуямы о «конце истории».

В этом глобальном мире победившей либеральной демократии нет места для иных идеологических альтернатив, а, значит, нет места и для Святой Руси. Отсюда такая настойчивость Запада в уничтожении любого альтернативного центра силы на Земле и защита американоцентристской монополярности, сложившейся после распада СССР.

Поэтому от нас требуется не только сохранение памяти о Святой Руси, но и настоящая ценностная альтернатива потребительской морали Западной цивилизации, что актуализирует необходимость современного аскетического подвига народа, как достойного ответа на «плач о хамоне и устрицах» нашей собственной либеральной псевдоэлиты. Возвращаясь к уже цитированному письму Соловьёва: «Святая Русь требует святого дела».

Сакральное понимание России является, таким образом, необходимым условием создания альтернативного проекта западному глобализму. А феномен Святой Руси должен быть, по словам замечательного русского историка Василия Ключевского, постоянным напоминанием о том, что «политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».

Пресс-служба Изборского клуба


Количество показов: 1313
Рейтинг:  3.68
(Голосов: 24, Рейтинг: 3.92)

Книжная серия КОЛЛЕКЦИЯ ИЗБОРСКОГО КЛУБА



А.Проханов.
Русский камень (роман)



Юрий ПОЛЯКОВ.
Перелётная элита



Виталий Аверьянов.
Со своих колоколен



ИЗДАНИЯ ИНСТИТУТА ДИНАМИЧЕСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА




  Наши партнеры:

  Брянское отделение Изборского клуба  Аналитический веб-журнал Глобоскоп   

Счетчики:

Яндекс.Метрика    
  НОВАЯ ЗЕМЛЯ  Изборский клуб Молдова  Изборский клуб Саратов


 


^ Наверх