загрузка

Новая версия сайта Изборского клуба
 


ОЦЕНКИ. КОММЕНТАРИИ
АНАЛИТИКА
19.11.2016 Уникальная возможность подготовить текст общественного договора
Максим Шевченко
18.11.2016 Обратная сторона Дональда Трампа
Владимир Винников, Александр Нагорный
18.11.2016 Академия наук? Выкрасить и выбросить!
Георгий Малинецкий
17.11.2016 Пока непонятно, что стоит за арестом
Андрей Кобяков
17.11.2016 Трампу надо помочь!
Сергей Глазьев
16.11.2016 Трамп, приезжай!
Александр Проханов
16.11.2016 Место Молдавии – в Евразийском союзе
Александр Дугин
15.11.2016 Выиграть виски у коренного американца
Дмитрий Аяцков
15.11.2016 Победа Трампа и внешняя политика России
Николай Стариков
14.11.2016 Вольные бюджетники и немотствующий народ
Юрий Поляков



Не хлебом единым жив человек

Александр Проханов

Никита Михалков собирается повезти свой замечательный фильм "Солнечный удар" в Донбасс и показать этот фильм измученным, изнуренным, истосковавшимся по высокому искусству жителям донбасских городов. И этот дар не меньший, чем гуманитарный конвой с хлебом и медикаментами. Потому что, как известно, не единым хлебом жив человек.

Наш легендарный певец Иосиф Кобзон пел в Луганске перед людьми, которые устали от свиста пуль, и теперь они слышали другую музыку, которая внушала им мысль, что возможна иная жизнь, иная страна, иные отношения между людьми, исполненные благородства, света и любви.

В Донбассе в Новороссии побывали и продолжают бывать наши писатели. Там побывал Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, Владислав Шурыгин. Они двигались по боевым позициям, они знакомились с героями, они открывали свои блокноты, они рисовали будущие типажи людей, которые наполнят их романы, их повести.

Удивительные фотографии наших журналистов, фотокорреспондентов от газет и журналов, проводивших в Новороссии целые месяцы, целые военные сезоны. Они наполнили страницы журналов и фотовыставки поразительными фотографиями, поразительными портретами этих людей. Их лица, покрытые пылью, покрытые пороховой гарью, бородатые, утомленные, поразительные глаза. Такие глаза, быть может, мы видели только во время Великой Отечественной войны. И в этих глазах светила невиданная вера, невиданная печаль, невиданное восхищение, делавшие эти лица ликами. Как будто бы эти фотографы рисовали своими фотоаппаратами иконы святых.

А что делают и делали наши телевизионные телерепортеры? Их потрясающие репортажи, которыми они наполняли эфиры в течение целого года, создали целый новый жанр, целую новую эстетику. И это были не просто картины изуродованных кварталов или горящих зданий, или арматура аэропорта, которая содрогалась от выстрелов и от залпов минометов и орудий. Они создавали новый ландшафт, достоверность которого подкрепляли своим в нем присутствием.

Мы видели, как они перебегают, уклоняясь от пуль, когда рядом с ними взрываются снаряды. И они подтверждали достоверность своих снимков своей собственной жизнью, а иногда и собственной смертью.

Роль художника, появляющегося на войне, на этой жестокой во многом загадочной, еще не раскрытой до конца войне, многомерна и многозначна. Если бы в полку Игореве не был бы русский летописец и художник, мы бы никогда не получили, не узнали эту восхитительную древнерусскую поэму "Слово о Полку Игореве".

Если бы Верегащин, наш великий баталист, не следовал по путям скобелевских полков, мы бы никогда не узнали об этой поразительной, экзотической, жестокой войне в Средней Азии, когда русские полки штурмовали Хиву и Бухару, а потом на Балканах сражались за Шипку, за Плевну.

Если бы не Виктор Некрасов, мы бы никогда не узнали окопной правды Сталинграда, не прочитали книгу "В окопах Сталинграда".

А Лев Толстой? Ведь это благодаря ему, его "Севастопольским рассказам", страда Крымской войны стала частью нашей литературной, художественной и моральной летописи. Вторая задача художников, вторая задача летописцев и писателей, — дать смысл этой войне, описать не просто ее героизм, а ее мировоззрение, ее идеологию, ее этику, ее вероисповедание. Вписать эту войну в систему координат мировой этической истории, зафиксировать ее среди категорий добра и зла, веры и неверия, подвига или отчаяния.

И, наконец, третья роль, третья доля всех сегодняшних художников, которые оказываются на Донбассе и встают плечом к плечу со сражающими ополченцами, это роль для будущего. Не вечно там будут реветь танковые пушки и гореть дома, не вечно одна часть народа будет ненавидеть другую и истреблять ее в неистовой гражданской войне. Неизбежно наступит мир, и опять братство, любовь между украинским и русским народом будут восстановлены.

И тот глубокий, жестокий ров, прорытый Коломойским и Порошенко с помощью этой чудовищной, лязгающей фрезы, отрезающей один народ от другого, этот ров будет неизбежно засыпан. Потому что только художники могут уловить эти тонкие разорванные нити и вновь связать их в непрерывную ткань, соединяющую братские культуры и братские народы. И там, где недавно еще разверзалась эта страшная черная ямина, вновь зацветут дивные степные цветы.

Всего вам доброго.

Вести 01.04.2015


Количество показов: 886
(Нет голосов)

Книжная серия КОЛЛЕКЦИЯ ИЗБОРСКОГО КЛУБА



А. Проханов.
Новороссия, кровью умытая



О.Платонов.
Русский путь



А.Фурсов.
Вопросы борьбы в русской истории



ИЗДАНИЯ ИНСТИТУТА ДИНАМИЧЕСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА




  Наши партнеры:

  Брянское отделение Изборского клуба  Русский Обозреватель  Аналитический веб-журнал Глобоскоп    Изборский клуб Нижний Новгород  НОВАЯ ЗЕМЛЯ  Изборский клуб Молдова  Изборский клуб Саратов

Счетчики:

Яндекс.Метрика    
         
^ Наверх