загрузка

 


ОЦЕНКИ. КОММЕНТАРИИ
АНАЛИТИКА
19.11.2016 Уникальная возможность подготовить текст общественного договора
Максим Шевченко
18.11.2016 Обратная сторона Дональда Трампа
Владимир Винников, Александр Нагорный
18.11.2016 Академия наук? Выкрасить и выбросить!
Георгий Малинецкий
17.11.2016 Пока непонятно, что стоит за арестом
Андрей Кобяков
17.11.2016 Трампу надо помочь!
Сергей Глазьев
16.11.2016 Трамп, приезжай!
Александр Проханов
16.11.2016 Место Молдавии – в Евразийском союзе
Александр Дугин
15.11.2016 Выиграть виски у коренного американца
Дмитрий Аяцков
15.11.2016 Победа Трампа и внешняя политика России
Николай Стариков
14.11.2016 Вольные бюджетники и немотствующий народ
Юрий Поляков



Не хлебом единым жив человек

Александр Проханов

Никита Михалков собирается повезти свой замечательный фильм "Солнечный удар" в Донбасс и показать этот фильм измученным, изнуренным, истосковавшимся по высокому искусству жителям донбасских городов. И этот дар не меньший, чем гуманитарный конвой с хлебом и медикаментами. Потому что, как известно, не единым хлебом жив человек.

Наш легендарный певец Иосиф Кобзон пел в Луганске перед людьми, которые устали от свиста пуль, и теперь они слышали другую музыку, которая внушала им мысль, что возможна иная жизнь, иная страна, иные отношения между людьми, исполненные благородства, света и любви.

В Донбассе в Новороссии побывали и продолжают бывать наши писатели. Там побывал Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, Владислав Шурыгин. Они двигались по боевым позициям, они знакомились с героями, они открывали свои блокноты, они рисовали будущие типажи людей, которые наполнят их романы, их повести.

Удивительные фотографии наших журналистов, фотокорреспондентов от газет и журналов, проводивших в Новороссии целые месяцы, целые военные сезоны. Они наполнили страницы журналов и фотовыставки поразительными фотографиями, поразительными портретами этих людей. Их лица, покрытые пылью, покрытые пороховой гарью, бородатые, утомленные, поразительные глаза. Такие глаза, быть может, мы видели только во время Великой Отечественной войны. И в этих глазах светила невиданная вера, невиданная печаль, невиданное восхищение, делавшие эти лица ликами. Как будто бы эти фотографы рисовали своими фотоаппаратами иконы святых.

А что делают и делали наши телевизионные телерепортеры? Их потрясающие репортажи, которыми они наполняли эфиры в течение целого года, создали целый новый жанр, целую новую эстетику. И это были не просто картины изуродованных кварталов или горящих зданий, или арматура аэропорта, которая содрогалась от выстрелов и от залпов минометов и орудий. Они создавали новый ландшафт, достоверность которого подкрепляли своим в нем присутствием.

Мы видели, как они перебегают, уклоняясь от пуль, когда рядом с ними взрываются снаряды. И они подтверждали достоверность своих снимков своей собственной жизнью, а иногда и собственной смертью.

Роль художника, появляющегося на войне, на этой жестокой во многом загадочной, еще не раскрытой до конца войне, многомерна и многозначна. Если бы в полку Игореве не был бы русский летописец и художник, мы бы никогда не получили, не узнали эту восхитительную древнерусскую поэму "Слово о Полку Игореве".

Если бы Верегащин, наш великий баталист, не следовал по путям скобелевских полков, мы бы никогда не узнали об этой поразительной, экзотической, жестокой войне в Средней Азии, когда русские полки штурмовали Хиву и Бухару, а потом на Балканах сражались за Шипку, за Плевну.

Если бы не Виктор Некрасов, мы бы никогда не узнали окопной правды Сталинграда, не прочитали книгу "В окопах Сталинграда".

А Лев Толстой? Ведь это благодаря ему, его "Севастопольским рассказам", страда Крымской войны стала частью нашей литературной, художественной и моральной летописи. Вторая задача художников, вторая задача летописцев и писателей, — дать смысл этой войне, описать не просто ее героизм, а ее мировоззрение, ее идеологию, ее этику, ее вероисповедание. Вписать эту войну в систему координат мировой этической истории, зафиксировать ее среди категорий добра и зла, веры и неверия, подвига или отчаяния.

И, наконец, третья роль, третья доля всех сегодняшних художников, которые оказываются на Донбассе и встают плечом к плечу со сражающими ополченцами, это роль для будущего. Не вечно там будут реветь танковые пушки и гореть дома, не вечно одна часть народа будет ненавидеть другую и истреблять ее в неистовой гражданской войне. Неизбежно наступит мир, и опять братство, любовь между украинским и русским народом будут восстановлены.

И тот глубокий, жестокий ров, прорытый Коломойским и Порошенко с помощью этой чудовищной, лязгающей фрезы, отрезающей один народ от другого, этот ров будет неизбежно засыпан. Потому что только художники могут уловить эти тонкие разорванные нити и вновь связать их в непрерывную ткань, соединяющую братские культуры и братские народы. И там, где недавно еще разверзалась эта страшная черная ямина, вновь зацветут дивные степные цветы.

Всего вам доброго.

Вести 01.04.2015


Количество показов: 1040
(Нет голосов)

Книжная серия КОЛЛЕКЦИЯ ИЗБОРСКОГО КЛУБА



А. Проханов.
Новороссия, кровью умытая



О.Платонов.
Русский путь



А.Фурсов.
Вопросы борьбы в русской истории



ИЗДАНИЯ ИНСТИТУТА ДИНАМИЧЕСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА




  Наши партнеры:

  Брянское отделение Изборского клуба  Аналитический веб-журнал Глобоскоп   

Счетчики:

Яндекс.Метрика    
  НОВАЯ ЗЕМЛЯ  Изборский клуб Молдова  Изборский клуб Саратов


 


^ Наверх