Максим Калашников, Виталий Аверьянов, Андрей Фурсов.
НОВАЯ ОПРИЧНИНА, ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ ПО-РУССКИ. – М.: Фолио, 2011. – 448 с. (По материалам работы Института динамического консерватизма.)
Стержневой замысел «новой опричнины» прост: необходимо создать диктатуру честных, патриотических людей, стоящих над государством. Людей, лишенных своекорыстных мотивов, одержимых идеей величия страны и сбережения народа. Они должны составить сплоченное сообщество, способное контролировать госаппарат, выдвигать свои фигуры на ключевые руководящие посты, задавать инновационные задачи, формировать стратегические векторы развития страны. В книге изложены взгляды единомышленников – историков, философов, футурологов – которые разоблачают многовековые «антиопричные» мифы и протягивают через идею опричности (особого, параллельного контура власти) нить связи между старой Русью и Россией будущего.
В феврале 2010 г. в Институте динамического консерватизма (ИДК) прошел круглый стол «Опричнина и опричная идея: мифы и историческая действительность». Он дал неожиданные результаты. Как минимум, настоящим событием в нашей социально-исторической мысли явилась работа А.И.Фурсова, получившаяся на основе сделанного им доклада. Несомненно, глубокими и нетривиальными были также выступления других участников. Началась заинтересованная полемика как противников, так и сторонников «новой опричнины».
В настоящем издании мы собрали все основные материалы обсуждения этой темы в ИДК а также дали ряд сопутствующих материалов в Приложении. В 1 главе показана политическая актуальность темы опричнины в современной России. Во второй – в полемике с идеологическими оппонентами анализируются причины и ход глубокого национального кризиса, в котором мы оказались и выход из которого видится нам в «новой опричнине». Что касается работы Фурсова (3 глава), то в ней впервые столь отчетливо показана исключительная сложность опричнины XVI века, нестандартность ее как политической инициативы, целенаправленно преображающей властные и социальные отношения. Кроме того, Фурсов убедительно демонстрирует положительную сторону внутренней связи опричнины и нео-опричнины в русской истории, а также диалектику трех полюсов русского государства: олигархии, опричнины и самодержавия, – диалектику, рисующую лицо России как своеобразное, ни на что не похожее. (Заметим в скобках, что опричнина выступает как своего рода «странный аналог» демократизации власти, русское прочтение демократического принципа, не фантазийного, не манипуляторского, как современная «демократия», а реального рабочего принципа – «к народности через чрезвычайку».)
В 4 главе дан философско-исторический взгляд на эпоху Иоанна Грозного и опричнину XVI века а также показано, как преломляется эта эпоха в сознании нынешних либералов, какие опасения у них вызывает русская политическая традиция (доклад Аверьянова). В 5 главе читатель найдет перспективно-стратегический взгляд на опричные принципы в применении к нынешним российским реалиям. В 6 главе дан обзор дискуссии вокруг инициировавших ее трех основных докладов – Фурсова, Аверьянова и Калашникова (фактура этих докладов фактически наполняет первые пять глав книги). В дискуссии приняли участие Андрей Кобяков, Михаил Хазин, Владимир Хомяков, Александр Елисеев, Егор Холмогоров, Игорь Бощенко, Сергей Алферов. В 7 главе содержится интереснейший комментарий на тему необходимости и актуальности опричнины известного криминолога Владимира Овчинского.
В Приложении дана большая подборка материалов на основе круглых столов и семинаров в ИДК в 2009-2010 гг.
Количество показов: 15489
Рейтинг:
4.32