загрузка

 


ОЦЕНКИ. КОММЕНТАРИИ
АНАЛИТИКА
19.11.2016 Уникальная возможность подготовить текст общественного договора
Максим Шевченко
18.11.2016 Обратная сторона Дональда Трампа
Владимир Винников, Александр Нагорный
18.11.2016 Академия наук? Выкрасить и выбросить!
Георгий Малинецкий
17.11.2016 Пока непонятно, что стоит за арестом
Андрей Кобяков
17.11.2016 Трампу надо помочь!
Сергей Глазьев
16.11.2016 Трамп, приезжай!
Александр Проханов
16.11.2016 Место Молдавии – в Евразийском союзе
Александр Дугин
15.11.2016 Выиграть виски у коренного американца
Дмитрий Аяцков
15.11.2016 Победа Трампа и внешняя политика России
Николай Стариков
14.11.2016 Вольные бюджетники и немотствующий народ
Юрий Поляков



Левиафан по имени «Раша»

Владислав Шурыгин

Посмотрел «Левиафана» Андрея Звягинцева.

Я с огромным интересом слежу за творчеством Звягинцева и считаю его одним из лучших современных российских режиссёров. Его «Возвращение» стал настоящим явлением нашего кино, за ним был выворачивающее душу «Изгнание», за тем через четыре года шокирующая «Елена» и вот теперь «премиальный» «Левиафан».

После «Изгнания» и «Елены» я ждал выход этой ленты с нетерпением и жадным интересом. И вот я его посмотрел…

…Если бы я писал сценарий короткометражки от просмотре фильма, то дальше следовало бы написать что-то такое: «…Он медленно вышел на ступени кинотеатра, не торопясь, достал из кармана «аляски» пачку сигарет, привычным тычком, вбил из неё короткий цилиндрик сигареты, хрустко размял его в пальцах, не торопясь, закурил и, выдыхнув сизую струю дыма, протянул: «Мдаааа…»

Ну, что вам сказать?

Если резюмировать одним предложением,- я разочарован!

Ну, во-первых, «Левиафан» кричаще вторичен. В фильм практически без изменения перекочевали сюжетные линии и интриги «Изгнания». Мучительная ревность любовного треугольника, самоубийство на фоне пасторальной русской глубинки, трагичные мечущиеся дети.

И там, и там конфликт двух друзей из-за измены жены одного из них. И там и там медленно разворачивающаяся внутрисемейная драма, разрушающая жизнь и мир главных героев.

В общем, копирований и заимствований в «Левиафане» просто перебор…

Свежим в картине является одно – социальная драма. Конфликт самодура мэра Шелевята в исполнении Романа Мадянова, и мастера на все руки Николая, в исполнении Алексея Серебрякова. Шелевят, пользуясь неограниченной властью, пытается отобрать земельный участок, на котором стоит дом и мастерская Николая.

А дальше давно привычный по таким сюжетам набор персонажей: «ручной» начальник ГУВД, оторва прокуроша, коррумпированная судья, друг-предатель. Кто-то на этих "ингредиентах" снимает боевик, кто-то криминальную комедию. Звягинцев снял драму, в которой третьей, как бы незримой стороной конфликта, является РПЦ в лице местного епископа и местного батюшки, которые внешне никак не участвуют в этой драме, но при этом именно Црковь оказывает тем мрачным молохом, которому приносится в жертву жизнь и благополучие Николая и его домочадцев и, которая молча пожирает эти жертвы.

Апофеоз – молебен в новом храме, выстроенном на месте дома семьи Николая. Николай в тюрьме за убийство жены, жена в могиле…

При этом, на протяжении всего фильма меня не оставляло ощущение, что «заимствования» были сделаны Звягинцевым не только у себя более раннего, но и у других режиссёров, например, главная героиня Лиля в исполнении Лядовой это калька с неё же самой в фильме Александра Велединского «Географ глобус пропил!», где Лядова играет жену главного героя Надю, которая в «Географе…» точно так же крутит роман с другом главного героя, и не находит себе места в провинциальной безнадёге начала 90-х, а у её вахловатой подруги Анжелы – точной копии Ветки из «Географа…», как назло точно такой же из «Географа…» бойфренд мент с похожими повадками…

…Вообще, избежать сравнения «Левиафана» и «Географа…» практически невозможно. Слишком многое их роднит. И стилистика, и характеры главных героев, и намеренная «русскость» происходящего. Но, если Велединский в «Географе…» через мучительный катарсис приводит зрителя к безыскусному, но замечательному в своём оптимизме русскому «Будем жить!», то Звягинцев в «Левиафане», уходит в мрачную бездну, говоря словами великого Эвальда Ильенкова, в «…самый страшный, какой только можно отыскать.., шопенгауэровский пессимизм. Все растворяется в осознании полнейшей безысходности, рождающей высшее проявление Мировой Воли — Воли к смерти. Железный занавес опускает на вселенную непобедимая сила судьбы...»

И тут возникает, пожалуй, главный вопрос. Почему именно «Левиафан» получил высшую премию? При всей блестящей игре главных героев – а и Серебряков, и Мадянов, и Вдовиченков (друг и адвокат Николая) играют выше всяких похвал и буквально выносят на своих плечах фильм, «Левиафан» всё же точно не лучший российский фильм последних лет. Почему же именно ему присудили «Золотой глобус» - одну из самых престижных мировых наград? Конечно, можно процитировать куски «западных» рецензий на «Левиафана»:

Британская Evening Standard утверждает, что фильму недостаёт конкретики в критике путинского режима:

Нам вбивают в голову мысль о неизбывности коррупции и религиозного лицемерия в России. … главная мысль состоит в том, что в России так было всегда. И если путинская Россия не хуже всего того, что ей предшествовало, если страдания — всего лишь неотъемлемая часть панорамы российской жизни, то почему нас должна так волновать судьба Коли и его семьи? … Путин может спать спокойно: у этого зверя зубов нет.

— «Пресса Британии о „Левиафане“: Библия, коррупция и водка»

Daily Mail обращает внимание на массовое пьянство, показанное в фильме:

Это мрачная история о том, как повседневная жизнь в России пропитана коррупцией, церковью и водкой. Особенно водкой. Герои хлещут водку даже не стаканами. Они пьют её прямо из бутылок.

…Есть сильный соблазн удариться в конспирологию и назвать награду «заказной», очередной «чёрной меткой» «режиму Путина», но мне, всё же, видится логика награды несколько иной. Дело в том, что Звягинцев представил на суд западных кинокритиков картину, которая почти идеально соответствует вековым представлениям западного обывателя о России. Именно такой – «страной рабов, страной господ и непрерывно льющейся водки» все последние двести лет себе и представляют Россию на Западе. И в этом смысле, для англичанина или датчанина, американца или немца, обветшалая императорская романовская Россiя ничем не отличается от гулаговского сталинского СССР, запойной ельцинской «Раши» и нынешней «чекистско-путинской» России. Всё это – суть одно: «Царь – вельможи – холопы – казаки и внизу безмолвная, бессловесная масса – рабы!» И голосуя за «Левиафана», они в некотором смысле голосовали за тот образ России, к которому Запад привык, с которым ему комфортно и привычно соседствовать. Поэтому «Золотой глобус» «Левиафану» это «Золотой глобус» кривому зеркалу, в отражении которого Запад пытается на месте сегодняшней России разглядеть выбеленный веками скелет левиафана по имени «Раша»…

shurigin.livejournal.com 13.01.2015


Количество показов: 2095
Рейтинг:  3.19
(Голосов: 2, Рейтинг: 3.5)

Книжная серия КОЛЛЕКЦИЯ ИЗБОРСКОГО КЛУБА



А.Проханов.
Русский камень (роман)



Юрий ПОЛЯКОВ.
Перелётная элита



Виталий Аверьянов.
Со своих колоколен



ИЗДАНИЯ ИНСТИТУТА ДИНАМИЧЕСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА




  Наши партнеры:

  Брянское отделение Изборского клуба  Аналитический веб-журнал Глобоскоп   

Счетчики:

Яндекс.Метрика    
  НОВАЯ ЗЕМЛЯ  Изборский клуб Молдова  Изборский клуб Саратов


 


^ Наверх